Ростовская финифть.

panoramДавно известно, что народное декоративно — прикладное  искусство занимало в жизни наших предков не последнее место. Русские люди украшали свой быт различными предметами декоративно-прикладного ремесла, используя для этого разнообразные материалы: дерево, ткани, глину, стекло, драгоценные металлы…

Так же, как золото и серебро, наиболее дорогим и красивым материалом являлись цветные эмали, технология изготовления которых пришла в древнюю Русь из Византии.

Разноцветная сверкающая эмаль заливалась в выемки металического изделия, придавая золоту и серебру еще более богатый и неповторимый вид.

Изделия, выполняемые русскими мастерами ценились очень высоко. Со временем у этого искусства появились чисто русские черты. И само название изменилось на русский лад. Греческое «Фингитис» сначало стало «финипт», а затем » финифть».

Постепенно техника финифти менялась, появлялись новые виды этого искусства. Но во время татаро- монгольского ига технология перегородчатой змали была потеряна. И в 14- 15 веках финифть редко использовалась для украшения бытовых предметов.102854e677a6

Начала возрождаться финифть только в 16 веке, а в 17 этот вид искусства был на пике своего расцвета. Появилась новая форма финифти — живописная. Металические изделия расписывались специальными огнестойкими красками.1313652556_1311705576_9449562e4f97

Сначала такая роспись появилась  в Москве и Сольвычегодске, а в начале 18 века- в Петербурге и Ростове Великом. А в наши дни г. Ростов Великий— это единственный центр производства живописной финифти.

Искусство финифти применяли в первую очередь для украшения предметов быта, в основном посуды. но главным заказчиком таких изделий была церковь. Именно поэтому почти все сюжеты для росписи были на церковные темы.Processed by: Helicon Filter;

Но уже в начале 19 века появляются миниатюры со светскими портретами, отличающимися большим профессионализмом мастеров.

В конце 19 столетия искусство Ростовской финифти постепенно превращается в ремесло. Изделия Ростовских мастеров наполняют всю Россию. Такое производство отрицательно сказывается на качестве изделий. Утрачивается художественное достоинство Ростовской финифти. И как следствие- этот промысел начинает приходить в упадок.

Возрождение начинается после революции. В 1918 году еще дореволюционные мастера основывают артель. Художники ищут новые сюжеты, возраждают портрет. Создают новые изделия- шкатулки, значки, пудренницы…1350569269_2

После 60-х годов в Ростовской финифти впервые начинают применять скань ( тонкая крученая декоративная проволока), которая украшает росписные изделия и дает возможность значительно увеличить ассортимент. Так появляются броши, серьги, кольца и другие предметы женского туалета.f10

Технология производства финифти не простая и нужен большой опыт. Для изготовления, требуется медная пластинка, вырезанная по размерам и форме будущего изделия. Металл очищают и наносят на него эмаль- особый стекловидный порошок. После этого пластинку помещают в муфельную печь и обжигают. Эмаль плотно сплавляется с пластинкой и покрывает ее тонким слоем. Такую операцию повторяют несколько раз, чтобы эмаль покрывала пластинку прочным и ровным слоем.

После этого на пластинку наносится рисунок специальными надглазурными красками. Самая большая трудность в этой росписи в том, что краски до обжига имеют совершенно другие цвета. Поэтому народные умельцы должны иметь большой опыт и тонкое чутье, чтобы расписать изделие так, как было задумано.117

Ростовской финифти более двух сотен лет и по своим достоинствам она находится в одном ряду с наилучшими произведениями декоративного искусства России.

 

 

 

Читайте еще

Палехская миниатюра

Красносельский ювелирный промысел

КУХОМ

Русская Хохлома

Народные художественные промыслы

 

 

Заработок
Gallery
vremenagoda-2 vremenagoda-13 y_kompjutera xllkapxd5jy
Печь
Страницы
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Хочу Всё Знать. Полезные Советы