Красносельский ювелирный промысел.
Поселок Красное — на — Волге! Исторические и художественные традиции украшают эту землю. На протяжении многих столетий славилась она своим ювелирным промыслом. Ювелирное ремесло, по данным археологических находок, процветало здесь еще в 10 – 14 веках. Археологи обнаружили древнее поселение, где были найдены различные лычки, сложные литейные формочки, обломки тиглей, инструменты ювелиров. Кроме этого – большое количество женских украшений.
Именно поэтому считается, что ювелирное дело и было главным ремеслом жителей этого поселка. Так что, по мнению археологов, красносельский ювелирный промысел, берет свои корни в деревенском ремесле мери – это племя, которое проживало тогда на этой территории.
Важнейшие социально — экономические факторы, укрепление товарно – денежных отношений, естественные и исторические условия в 17- 18 веках, привели к постепенному расширению медного и серебряного производства в этом районе.
А в конце 19 – начале 20 веков Красное занимает ведущее место по объему и ассортименту изделий, среди подобных промыслов России. В основном это были различные женские украшения, для изготовления которых применялось низкопробное серебро, сочетавшееся с цветными металлами. Серебро с позолотой шло на изготовление серег. Кроме этого было большое разнообразие брошей, обручальных колец, колец с большими стеклянными вставками, пуговиц, цепей, брелков и т. д.
Производились и культовые вещи — образки, кресты, складни, иконы и др. Кресты имелись более сорока видов, и изготавливали их народные умельцы из золота, серебра и меди, покрытой разноцветными эмалями. Конечно, церкви и монастыри были главными заказчиками такой продукции.
Развито было в Красном и Сидоровском и ризочеканное дело. Красносельские мастера изготавливали оклады в виде чеканки. В Сидоровском в конце 17 века даже открыли ризочеканную мастерскую. В музеях Москвы и Костромы хранятся работы талантливых мастеров, и конечно их работы украшали алтари храмов многих крупных монастырей и церквей России.
В 1897 году стараниями Костромского уездного земства, Министерство финансов открыло в селе Красное – на – Волге класс технического рисования, для того чтобы поднять художественный вкус мастеров – кустарей. Этот класс затем, в 1904 году преобразовали в художественно – ремесленную мастерскую по золото – серебряному делу. Профессиональные художники, которые окончили Строгановское училище стали преподавателями этой мастерской. Для этого учебного заведения, которое было первым и долгое время единственным для российских ювелирных промыслов, построили новое двухэтажное здание, в котором это училище находилось вплоть до 1977 года.
Своим ученикам преподаватели мастерской передавали знания ювелирного дела и ювелирной техники. Ребята обучались и филигранно – сканному делу. И с того времени, знаменитая сейчас красносельская скань, начала свое шествие. Молодые художники создавали из скани и ювелирные украшения, и посуду, украшенную перегородчатыми эмалями, и вазы, которые выполнялись в смешанной сложной технике и много других уникальных изделий. В Париже, на Всемирной выставке в 1937 году красносельские мастера по скани получили премии и дипломы.
Более широкое распространение техника филиграни получила в конце 50 – х годов, когда начался новый этап развития ювелирного производства в селе Красное – на – Волге. На Красносельском ювелирном заводе, который был преобразован из бывшей артели « Красный кустарь», создаются разнообразные сканные изделия – как традиционные серьги, так и крупные вазы, ларцы, портсигары и т. д.
А в Красносельском училище художественной обработки металлов, готовят художников – ювелиров, многие из которых становятся мастерами, ведущими специалистами на ювелирных производствах, а также художниками, создающими свои уникальные работы по ювелирному искусству, представляют их на разных выставках, как в России, так и за рубежом. В этих работах – необыкновенная фантазия, богатейший духовный мир, состояние души и конечно невероятные возможности металла и ювелирной техники.
Читайте еще о народных промыслах